Intellectus fidei et spei
Вечная жизнь в социальных сетях
Религиозные коды новых медиа

Автор: Яшкова Валерия

В середине XIX в. немецкий историк Иоганн Густав Дройзен сформулировал мысль о том, что воспоминания суть сущность и потребность человека и общества, и в этом смысле — предмет и признак истории. Спустя почти 70 лет французский социолог, ученик Э. Дюркгейма Морис Хальбвакс, продолжил тему воспоминаний в истории в своей работе «Память и ее социальные условия»: «в общественном сознании манифестируются коллективные воспоминания, которые суть обусловленная современностью реконструкция прошлого». Воспоминания, следовательно, могут рассматриваться как коллективный социальный феномен, необходимый для жизни и выживания общества, будучи тем общим, что конституирует общество как таковое и является залогом его идентичности. Память же, по мнению Н. Бердяева, есть «глубочайшее онтологическое начало в человеке, которым связывается и держится единство личности».

В Фейсбуке в октябре 2009 года появилась функция сохранения с некоторыми изменениями страницы пользователя в случаи его смерти. «Увековеченный» профиль будет снабжен новыми параметрами настройки, поэтому видеть его смогут лишь «подтвержденные» друзья ушедшего в мир иной. Как пишет Макс Келли, руководитель службы безопасности, в официальном блоге компании, «когда нас ктото покидает, они остаются в наших воспоминаниях и в нашей социальной сети. С учетом этой реальности мы и создали эту функцию». Мемориал в социальной сети Фейсбук явление уникальное. В другой социальной сети Вконтакте существуют подобные страницы умерших пользователей, но они существуют исключительно как страницы заброшенные, либо регулирующиеся исключительно родственниками умершего. Такие страницы собранны в группу «Мертвые в Вконтакте» и многие другие группы похожей тематики. Как скзано ва информации о группе «...Среди множества пользовательских страниц контакта есть те, на которые их хозяева никогда больше не зайдут, не добавят фотографии, не ответят друзьям на стене... Это мертвые страницы контакта страницы людей, которые покинули наш мир... Это страшно, это вызывает мороз по коже. Но смерть всегда рядом с нами. Просто надо помнить...».
Основную роль в ритуале играет организация памяти, и сам он представляет собой механизм приобщения индивида к групповой памяти.
Юрий Лотман
Отношение к памяти мертвых и воспоминания являются одними из основных инструментов создания и сохранения общества, а следовательно, и культуры. При этом воспоминания как потребность в социальных сетях приобрели характер культа и ритуальность. Как пишет Лотман, «узловые моменты жизни <…> предстают как строго ритуализованные. Однако существенно подчеркнуть, что само явление ритуала имеет своеобразный характер. Основную роль в ритуале играет организация памяти, и сам он представляет собой механизм приобщения индивида к групповой памяти».
Человек хочет жить. Человечество стремится выжить.

- Лотман Ю. М. Семиосфера. — С.-Петербург: «Искусство—СПБ», 2000. — с. 245
Культурная память обязательно связана с социальными группами, для которых она служит условием самоидентификации, укрепляя в них ощущение единства и собственного своеобразия. Она имеет «реконструктивный характер», т. е. имплицированные в ней ценностные идеи, степени релевантности, равно как и все транслируемое ею «знание о прошлом», непосредственно связаны с актуальной для настоящего момента ситуацией в жизни группы. В этом смысле эвристически ценным может быть сравнение разных «культур воспоминания» с их специфическими видами мнемотехники, фиксирующими свойственные этим культурам традиции культурной памяти. К примеру, в искусстве надгробных монументальных памятников древних египтян, с надписями и изображениями в них, память (memoria) живых о мертвых, об их деяниях и славе (fama) переплетается с памятью о богах, что сразу же задает ей «космический масштаб», и с практикой литургического поминовения в культе. Таким образом возникает «социальная сеть», в которой живые, мертвые и боги связаны между собой, помнят друг о друге, действуют друг для друга. Подобным образом происходит и в виртуальном мире социальных сетей.
Как было сказано ранее, в объяснении религиозного аспекта культуры социальных сетей и их влияния на коммуникативные культурные коды, в виртуальности существует Бог и между ним и пользователями происходит коммуникативный процесс. Таким же образом в социальных сетях существует этакий мир воспоминаний, мир мертвых. Здесь формируется культурная память и рождается уникальный тип коммуникации с виртуальными мертвыми.

Приведем несколько примеров такой коммуникации.
Во всех четырех примерах пользователь обращается напрямую к умершему, к его антропологической метафоре, к его «живому» «Я», все еще присутствующему на странице социальной сети.

Пользователи живут «вместе со своими умершими членами, ощущает их реальное присутствие и таким образом создает картину своей целостности». Сообщает ему о своих чувствах и эмоциях, поступках каклибо связанных с ним. Общение происходит в настоящем времени, что является очень важным, так как адресат в реальности отсутствует, а следовательно, у пользователя происходит либо автокоммуникация, либо коммуникация с метафоричным «Я» уже мертвого человека, что само по себе уникально.
Надобно еще спросить себя, точно ли мертвецы лежат в этих гробах? Не живые ли люди похоронены в них? По крайней мере, не гораздо ли более жизни в этих покойниках, нежели во многих людях, называющихся живыми?»
- Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода русской литературы. М., 1984. с. 36.
И действительно, сколь «живы» метафоры в виртуальности людей в реальности уже не существующих? Этот вопрос, глубоко экзистенциальный является определяющим культурных кодов памяти и воспоминаний. Даже если рая нет, у людей остается вечная виртуальность. Смерть не прерывает существования человека, и мертвые являются субъектами общественных отношений. Жизнь становится бесконечной.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website